Труд- всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитании ребенка труд должен быть одним из самых основных элементов. Труд воспитывает и формирует в детях: сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память ,внимание, восприятие ,устойчивость поведения ,самостоятельность, дисциплинированность, умение преодолевать трудности и много других положительных качеств.
Велика роль семьи в трудовом воспитании детей. В семье закладываются у детей основы трудолюбия, вырабатываются трудовые умения и навыки. Как же следует организовывать труд ребенка в семье? Существуют определенные правила, при соблюдении которых труд воспитывает.
- Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше. Одно из главных приобщений - самообслуживание. Различные виды бытового труда и самообслуживания имеют большое значение в становлении «Я» ребенка. Излишней опекой родители только осложняют собственную жизнь и жизнь детей.
- У ребенка должны быть постоянные обязанности. Чем больше доверено младшему человеку, тем серьезнее он относится к порученному делу, тем быстрее растет его чувство ответственности и самоуважения.
- Не допускать отступлений от принятых взрослым требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей.
- Не допустимо, прибегать к наказаниям трудом, иначе ребенок будет расценивать всю трудовую деятельность как наказание, а труд должен приносить радость и удовольствие.
- Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой.
- К труду нельзя принуждать, нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен.
-Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда.
-Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он не завершит работу сам.
-Не забывать благодарить ребенка за то ,что требовало от него особых стараний.
-Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
-Учите ребенка уважать труд других людей.
-Не наказывайте ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дайте ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки
Наиболее эффективно работает ребенок , если вместе с ним работает взрослый, поддерживая и поправляя, при необходимости.
Родителям всегда следует помнить, что их личный пример является в жизни детей образцом для подражания.
10:11